Взаимное негодование и упреки слышатся с обеих сторон, разделение на мусульман и не мусульман во многих странах, с том числе и в России достигает своего апогея. Последние мировые события тоже заставляют задуматься, как же прекратить эти постоянные распри и межнациональную рознь. Так может, стоит посмотреть на эту проблему изнутри, вместо того, чтобы доказывать свою точку зрения, считая ее единственно правильной? Обычно, недовольные граждане требуют, чтобы все приезжие вели себя так, как местные. Но как это выглядит на практике? Возьмем для примера рядовой российский город, не мегаполис… Обычный день простого гражданина состоит из следующего: Подъем, завтрак, сборы на работу или учебу. Рабочее или учебное время. Вечер: время для развлечений. И вот тут как раз и начинается резкое деление на своих и чужих, но… среди молодежи… Где проводит вечернее время минимум 30% молодых людей, в возрасте от 15 до 30 лет? Правильно: кино, дискотеки, бильярдные, элитные ночные клубы, для тех, кто при деньгах. Не секрет, что спиртное, сигареты, да и кое-что покрепче сигарет в массе своей приобретают именно там. Итог? Любая слегка подвыпившая компания, вне зависимости от того, какой она национальности, начинает искать приключений… Люди постарше, чаще всего уже имеющие семью и стабильное положение, не будут доказывать свое превосходство и значимость, в отличие от молодежи, у которой кураж и хмель перемешаны поровну. И следующим номером программы развлечений, чего уж греха таить, будет поиск объекта для «задирания». Того, к кому можно прицепиться и оскорбить, хотя бы тем, что он не такой как эта компания: не так одет (богаче или беднее), имеет не такой цвет кожи, не так разговаривает и не так себя ведет (слишком смело или слишком тихо), как считают нужным те, кто ищет повод. Так нужно себя вести всем приезжим? Тогда почему всегда слышен такой взрыв возмущения от блюстителей чистоты нации, когда приезжие начинают вести себя как местные? Что здесь играет роль? Двойные стандарты, лицемерие и ложь, или просто взаимная ненависть, раздуваемая неизвестно кем в угоду каким-то интересам, к которым не имеет отношения большая часть населения? Беда всех обывателей в том, что не знакомые с обычаями и мотивами поступков других национальностей они принимают за оскорбление их традиции и из обычного недопонимания рождаются серьезные проблемы. Одинаково горькими слезами плачут русские и кавказские матери, теряющие своих сыновей в пьяных драках или межнациональных разборках. Мы не говорим о том, что все приезжие кавказцы ангелы во плоти, но вешать ярлык на человека, только потому, что он принадлежит к другой нации – это один из самых страшных смертных грехов, и называется он Гордыня! Давайте рассмотрим ситуацию с двух точек зрения, русской и кавказской. Разные условия выковывали характер этих народов: несгибаемость русских, их смекалка и миролюбие, полученное в результате христианского воспитания – все это привело к особому менталитету, в котором есть место для душевной щедрости, широких порывов и многих других прекрасных традиций. Жесткие условия жизни, уединенность, отрезанность от мира и в то же время нахождение на границе с самой лакомой для захватчиков империи выковали у горских народов другое: этический кодекс чести, следование которому было превыше жизни. Именно этим кодексом и законами шариата руководствуется большинство горцев, воспитывая своих детей. Личное достоинство и честь – вот две черты характера, без которых горец не может считаться горцем. Конечно, нравоучениями и нотациями о том, как должен себя вести тот или иной человек мало чего добьешься, такие вещи обычно вызывают озлобление и недоумение у человека, уважающего себя, вне зависимости от его национальности. Ни одному нормальному мужчине не нравится, когда его начинают учить, как он должен поступить, особенно когда это делают те, кто сами не соблюдают этих советов и не имеют достаточного авторитета. Вполне вероятно, что пришла пора рассмотреть, почему так происходит, почему часть кавказцев у себя на родине соблюдает установления кодекса чести, а приехав в другую страну, иногда ведет себя так, как будто для них нет совсем никаких законов, ни светских, ни религиозных. В первую очередь на такое положение дел влияет оторванность от тех, кто может за ними наблюдать, и воспитанные в современном мире мужчины ведут себя так, как прописывает закон джунглей, то есть следуют принципам эволюционного отбора по Дарвину «Выживает сильнейший». Но законы шариата категорически запрещают появление в злачных местах, употребление алкоголя в неумеренных количествах и многое другое, из-за чего часто возникают конфликты между мусульманами и не мусульманами. В каждой нации есть люди, несущие честь и славу своей отчизне и так же в каждой нации найдется тот, кто сбивается с пути и не может являться достойным представителем своего народа. Юношеский максимализм, обостренное чувство справедливости и желание быть на высоте, так, как это видится среди современной молодежи, часто уводит хороших ребят не в ту сторону. И, вместо того чтобы продолжать воздействовать на них методами, которые не дали результатов за все то время, что продолжается межнациональные конфликты между народами России и Закавказья, может быть стоит попробовать внедрить еще одну инстанцию, шариатские суды? Кстати, идея урегулирования с помощью шариатских судов имеет неплохой пример в Великобритании, куда за правосудием обращаются как мусульмане, так и не мусульмане для решения бытовых и гражданских конфликтов. Речь не идет об отмене светских законов, речь идет о том, что большинство конфликтов может и не начаться, если народы Кавказа начнут следовать своим традициям и вести себя на территории других стран соответственно своим, впитанным с молоком матери установлениям и запретам. И тогда на первое место выйдут слова кодекса чести чеченца: – «В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции, и следовать им в той мере, какой это не задевает его национального достоинства. В этом выражается его благодарность за воздух и хлеб этой страны». Пока еще жива вера в и уважение к старшим, пока еще не родилось то поколение, которое будет полностью отвергать законы предков и перестанет следовать их заветам, нужно остановиться и сохранить достоинство нации. Каждый кавказец, живущий далеко от своей страны должен помнить, что гордость, честь и вера в Аллаха единственное, что должно оставаться у горца. Даже если горец потерял все, богатство и имущество можно снова приобрести, а честь и достоинство уже никогда не вернуть. Не бывает плохих традиций, и если к горцу применить его же закон, он не будет чувствовать, что кто-то ущемляет его честь и достоинство. Только таким путем можно будет безболезненно добиться мира и спокойствия, пусть не сразу, пусть через два-три года, но это может сработать, и матери перестанут оплакивать своих сыновей, а отцам будет, кем гордиться. И вполне возможно, что из следования своим заветам родится не только гордость за своих земляков у горцев, но и другие народности смогут почерпнуть, то хорошее, что заложено в вековых горских традициях.